Голосование

Статьи по Астрологии
Статьи по Философии
Статьи по Нумерологии
Статьи по Астралу и ВТО
Статьи по Эзотерике
Статьи по Парапсихологии
Статьи по Психоэнергетике
Статьи по Магии
Статьи на другие темы


Эзотерический портал » Философия »

Представления о совершенном человеке в различных культурах

19 июля 2008 | Просмотров: 23543


Представления о совершенном человеке в различных культурах





Обращаясь к культурам прошлого и современности можно увидеть отсутствие единого представления о совершенном человеке. Данный факт может привести либо к релятивизму, либо к догматизму. В первом случае признание относительности общезначимых норм чрезвычайно затрудняет совместную жизнь людей, которая основывается на общих или взаимодополнимых ценностях, идеалах, смыслах. Во втором, может насаждаться такая культура, которая, рассматривая богатство, многообразие действительности как помеху к единению, будет стремиться все унифицировать, сделать единообразным. И релятивизм и догматизм не нацеливают на поиск истины, а это опасно для человеческого существования. Поэтому общество, где люди свободны, т.е. определяют свою жизнь сами, заинтересовано в том чтобы они самостоятельно умели мыслить, выбрать из множества представлений оптимальное, творить наилучшее.

Античность: Сократ. В античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Ведь в этом случае обретается подлинное счастье и/или невозмутимость духа. Человек уже не является пешкой в неведомой игре, а становится актером, талантливо играющим роль, предложенную ему Судьбой. Участие в драме жизни - участь героев: во-первых, необходимо уметь победить врагов как внешних, так и внутренних; во-вторых, мужественно принять неизбежное.




По мнению древних, вышеперечисленным требованиям отвечала фигура Сократа. С одной стороны он был добропорядочным гражданином, храбрым и выносливым воином, веселым товарищем, с другой проводил время в беседах, в ходе которых принуждал сограждан давать самоотчет по поводу собственной жизни и указывал на ее истинный смысл. За свою философскую деятельность Сократ подвергся судебному преследованию. На суде он виртуозно защищался, играя жизнью как мячом, но был осужден на смертную казнь. Однако в тюрьме Сократ отказался от побега. Во-первых, он доказывал, что всего более надо ценить не жизнь как таковую, но жизнь хорошую. Во-вторых, побег означал бы причинение зла его родным, близким, т.к. нарушение закона, приводит к подрыву закона вообще, что несправедливо по отношению к родному городу. Ведь зло всегда остается злом, и его надо избегать всегда.

Для европейцев этот афинский философ до сих пор является образцом человека. Сократа часто сравнивают даже с Христом. Истинность духовных исканий Сократа, подтвержденная им жизнью и смертью, немеркнущим светом выделяет его имя.



Христианство: Иисус Христос. Наполеон говорил, что всю жизнь стремился завоевать сердца людей, а Христос это сделал без войска и миллионы его последователей умирают за него. Итак, совершенный человек в христианстве - это второй Адам, Иисус Христос. Особую роль в данной религиозной традиции отводят не столько человеческому разуму, поврежденному грехопадением, сколько Откровению Бога. Согласно Библии человек это прах и пепел, глина, которая оживлена Божьим дыханием. Таким образом, человек полностью зависит от Бога, единственного подателя жизни во Вселенной. Однако первый человек Адам, нарушив Божий закон любви, отделил себя от Жизни. Для того чтобы вернуть людям утраченное положение, Бог наказание за совершенное преступление перенес на Себя. Сын Божий (Второе Лицо Троицы, Бог Слово) в определенное время стал человеком. Одним из самых тяжелых искушений для Него было, пожалуй, смирение. Но, там, где первый Адам пал, второй Адам победил: Бог Сын подавил стремления плотского "Я" помыкать другими, жить для себя. Иисус, находясь в грешном теле, полностью исполнил волю Отца, искупив своей смертью человеческий род от наказания. Своей жизнью и смертью Христос явил характер Божьей любви. Следуя за Христом, человек распинает силой Божией свои грехи, тем самым освобождаясь от власти беззакония и смерти. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Таким образом, благодаря Христу человек становится личностью, богом.




Новое время: Фауст. В Новое время с ослаблением античного и средневекового чувства греховности появилось представление о могуществе человека и божественной силе его интеллекта, посредством которого он может господствовать над природой. Человеческому разуму были предписаны все способности Логоса, Бога: постигать истину, целеполагать, системосозидать, упорядочивать хаос эмпирического бытия, конституировать мир явлений и т.д. Наряду с возвеличиванием человека и его разума, происходит обожествление природы и культуры. Совершенный человек эпохи Нового времени - это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. В качестве образца совершенного человека этой эпохи может быть приведен Фауст Гете и сам творец одноименного произведения, в личности которого тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания и философско-мировоззренческие поиски. Образ Фауста символичен и трагичен. Он стремится к познанию, которому не видно конца. Испробовав в жизни все, он чувствует себя счастливым лишь будучи слепым стариком, когда слышит как по его приказу дьявол (Мефистофель) преобразует окружающий мир. Однако слепец ошибается: черти не роют канал, а копают могилу для Фауста. Аналогичная судьба постигла и представление о совершенном человеке в Новое время. Под воздействием натурализма к ХХ в. человек утратил понимание своей природы, т.к. естественнонаучная традиция, снабдив человека массой эмпирического материала, бессильна прояснить его смысл.



ХХ век: Сизиф. Научное миропонимание включает в себя объяснение Вселенной и человека путем использования эмпирических наблюдений и общих логических операций для построения теоретической модели мира в целом на основе принципа натурализма. Ориентация на последний привела к крушению антропоцентризма. Согласно естественнонаучному направлению, мир сам по себе не имеет разумности и цели, нравственное существование человека в нем возможно лишь на основе мыслящего самосознания, призванного во мгле бытия "собою заменять свет звезд". Человек, вынужденный искать опору лишь в себе, теряет ориентацию и единство самопонимания (Х. Ортега-и-Гассет, Э. Кассирер, М. Шелер и др.). Так, в экзистенциализме А. Камю преодоление абсурда является важнейшей задачей человека. Ведь мы движемся к небытию, но в то же время надо выдержать, выстоять в напряженном соотношении между нашей любовью к жизни и неизбежностью смерти. Поэтому для части наших современников совершенным человеком является образ древнегреческого героя Сизифа, упорно совершающим свой бессмысленный труд. Перефразируя Тертуллиана можно так выразить лозунг атеистического экзистенциализма:"Живу, ибо абсурдно".





Закономерности духовного развития человека и общества в целом





В России в 1987 году В.И. Машкиным были открыты закономерности духовного развития человека и общества в целом. Это открытие он сформулировал в "Концепции Духовного Развития Человека и Общества".

Возникает вопрос, в чем ее новизна? Дело в том, что понимание духовного развития человека было не структурировано, т.е. было очень сложно определить, на каком уровне духовного развития находится человек. Существует множество духовных путей, школ и систем в мире. И многие из них утверждают, что их путь единственно правильный. Как можно установить, действительно ли человек меняется в лучшую сторону, находясь в какой-либо духовной системе? На этот вопрос до недавнего времени четкого ответа не было. В своей концепции В.И. Машкин смог структурировать такой сложный процесс, как духовное развитие.

В концепции было выделено семь позиций, которые проходит человек (а также общество) в своем духовном развитии. Человек занимает определенную позицию по отношению к обществу, а общество - к человеку. В своем развитии они переходят с позиции на позицию. Эти переходы строго закономерны и взаимосвязаны. Сначала общество воспитывает человека, потом человек начинает формировать общество. Люди кардинально отличаются друг от друга именно тем, какую они позицию занимают.

Разобраться с тем, что такое позиция, можно через понятие отношение. Когда человек сталкивается с каким-либо предметом, явлением, другим человеком, да с чем угодно (для удобства назовем это предметом отношения), он вырабатывает свое отношение к тому, с чем столкнулся. Он соотносит себя с этим предметом, прикладывает свои способности к свойствам предмета, соизмеряет с этими свойствами свои намерения. А если в качестве предмета отношения выступает другой человек, то пытается определить и понять его намерения в свой адрес. Он производит всестороннюю оценку ситуации предполагаемого взаимодействия с этим предметом. В результате человек принимает решение о том, что он сам может сделать по отношению к этому предмету и чего ему следует ожидать в ответ. Отношение является связью человека с предметом отношения. Связь эта может быть осознанной или подсознательной, очень прочной и эфемерной, наполненной содержанием или едва оформившейся. В любом случае она содержит в себе диапазон возможных действий человека, направленных на предмет отношения, а также ожидания по поводу возможного воздействия на самого человека.

Человек вырабатывает отношение для того, чтобы знать, как себя вести при тех или иных обстоятельствах, в каких случаях действовать активно, наступательно, а в каких пассивно подчиняться, уступать. Вырабатывая отношение, человек решает, зависим ли он или свободен. Зависимость означает, что он оценил свои возможности по отношению к предмету как незначительные, а вот возможное воздействие предмета на себя как непреодолимое. Фактически, он лишен какого бы то ни было выбора. И наоборот, свобода - это такая оценка своих возможностей, которая позволяет активно воздействовать на предмет, менять его свойства. В этом случае он действует так, как хочет действовать, невзирая на обстоятельства и их давление. В момент выработки отношения только от самого человека зависит, как относиться к чему-либо или кому-либо, эта и есть та самая свобода воли. А вот уже после выработки отношения он зависит не от обстоятельств, а только от собственных представлений. Вот почему так важно постоянно пересматривать свое отношение, ведь, по сути, к этому сводится духовное развитие. В качестве примера уместно вспомнить восточные единоборства, где победа в схватке определяется не силой мышц, а силой духа. Здесь слабый телом побеждает более сильного противника за счет изменения собственного отношения как к своим возможностям, так и к силе соперника.




Позиция - это более устойчивое образование, чем отношение. Потому что позиция складывается из совокупности различных отношений. Вокруг человека существует Действительность, - множество людей, предметов, явлений, понятий. И чтобы успешно жить в этой Действительности, он вынужден соотносить себя с ней. И для этого он вырабатывает мировоззрение, в котором пытается увязать множество явлений в целостную картину, и для него является важным ответ на вопрос: "Что есть Я по отношению к Действительности, и что есть Действительность по отношению ко мне?". Ответ на этот вопрос, по сути, и является позицией. Иначе говоря, позиция - это результат самоопределения человека по отношению к Действительности.

Давайте рассмотрим несколько позиций, и то, как действуют люди на них. Существуют люди - обыватели. Их не интересует то, что творится в мире. Целью жизни обывателя является удовлетворение своих желаний. У него складывается зависимость от удовлетворения своего хочу. Он замыкается в собственном мирке потребления. Люди для него являются всего лишь средством удовлетворения желаний. Свои возможности по изменению Действительности вокруг такой человек рассматривает как незначительные. С одной стороны от него можно часто слышать слова: "Я маленький человек, ничего не могу изменить в своей жизни. Я жертва обстоятельств". В случае возникновения каких-либо проблем, он перекладывает всю ответственность на окружающих людей. Он все время плывет по течению. С другой стороны, обыватель не считается с другими людьми и берет свое в одностороннем порядке, применяя для этого силу. А если другой человек сильнее, он подчиняется, потому что понимает только язык силы. Общество для него неизбежно выступает в качестве непреодолимой силы, т.е. по отношению к нему, человек вынужден занимать подчиненную, зависимую позицию. Такой человек находится на начальной ступени развития - позиции Силы.

Некоторые из обывателей осознают неправильность такой жизненной позиции, они начинают стараться выглядеть сознательными, т.е. ответственными, надежными людьми. Старательность у них постепенно перерождается в сознательность, и они переходят на следующую ступень развития - позицию Логики. Такой человек свободно делает выбор между хочу и надо. Он полностью отвечает за свои поступки. В его сознание уже включены другие люди, с их желаниями, потребностями. Он свои личные интересы согласовывает с желаниями других людей. Вследствие чего у него проявляется зависимость от общепринятых представлений, от мнения большинства. Его можно назвать коллективистом.

Однако часть людей не желает находиться в зависимости от мнения большинства, не хочет быть, как все. Стремление к независимости, желание быть не таким как все, предопределяет исход этого выбора: такой человек преодолевает зависимость от общепринятых представлений и начинает мыслить самостоятельно. Такого человека можно назвать личностью. Личность не нуждается ни в одобрении других, ни в их согласии. В принятии решений он руководствуется своими внутренними знаниями, которые составляют основу его мировоззрения и выстраданы им на собственном опыте. Вот почему позиция, которую занимают эти люди, называется позицией Знания. Человек, стоящий на этой позиции, активно формирует общество. Обычные люди, как правило, не идут дальше третьей позиции. Здесь видно, что человек, переходя с позиции на позицию, становится более свободным и способным.

Определив, на какой позиции находится человек, можно знать: чего ожидать от него, как он будет взаимодействовать с другими людьми, относиться к работе и любой иной деятельности.

На данный момент позиционная концепция была реализована в области управления. В 1992 году была создана Научно Внедренческая Компания "Позиция", которая проводила реорганизацию систем управления различных фирм и организаций. В 2000 году была разработана и внедрена практически позиционная диагностика систем управления. В 2001 году создана концепция "Управление Второго Порядка", которая позволила значительно повысить эффективность деятельности фирм и предприятий. И в 2002 году разработана концепция "Позиционная Кадровая Политика", благодаря которой процесс подбора и расстановки кадров можно сделать управляемым.




В.И. Машкин создал тест "Позиция", который был сформирован в соответствии с базовыми принципами позиционной концепции. Тест определяет, на какой позиции находится человек, его способности. Первое его применение состоялось в 1990 году. С тех пор протестировано около 5000 человек. Практическое использование теста на протяжении двенадцати лет подтвердило объективность позиционной концепции.

Благодаря позиционной концепции, различные руководители смогут формировать кадровый состав своих предприятий, организаций, назначая на разные должности способных людей. Таким образом, повышая эффективность своей деятельности. У обычного человека, осознавшего свою позицию, появляется возможность двигаться дальше в своем духовном развитии. Становятся понятными многие закономерности поведения человека в тех или иных ситуациях.

Концепция может применяться не только в области управления, но и в любой сфере общественного существования: в семье, в различных общественных институтах, где угодно, поскольку везде присутствует человек с его способностями. Является ли позиционная концепция значительным шагом в будущее? Каждый сможет определиться с ответом на этот вопрос только тогда, когда самостоятельно ознакомится с позиционной концепцией.




Моральность, религиозность, социальность в философии М. Вебера





Рассуждая о моральности и религиозности современного общества, нельзя не вспомнить Макса Вебера(1864-1920), который полагал, что существуют две основные линии, благодаря которым можно охватить весь исторический процесс развития общества - это солидарность, основанных на идеях интереса и нравственный порядок, основанный на вере в законность. Главным же консолидирующим фактором в обществе является социально-ориентированное поведение людей.

Все виды человеческой деятельности внутри общества Макс Вебер разделил на четыре типа социальных отношений:

1) традиционный, основанный на обычаях и привычных образцах поведения. Значимость этого типа поведения связана с тем, что к нему близка большая часть обычного, повседневного поведения людей;

2) целерациональный, который характеризуется использованием разнообразных средств для достижения цели. Определяющим здесь выступает ясность и однозначность осознания действующим индивидом своей цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами её достижения;

3) рациональный с точки зрения используемых средств, но нерациональный с точки зрения цели. М. Вебер называет его ценностно-рациональным. Такие отношения всегда подчинены определенным требованиям, в выполнении которых индивид видит свой долг. Осознанность направленности действия на определенные ценности, последовательность их реализации в поведении придает этому типу рациональный характер;

4) аффективный, продиктованный эмоциональными побуждениями.

М. Вебер, таким образом, рассматривал общество как обусловленную социальными закономерностями совокупность социальных отношений. Тенденцию самого исторического процесса он видел в движении в сторону целерационального действия, где рационализация выступает как систематическое вытеснение иррациональных, ценностных, аффективных и традиционных компонентов действия.

Типы обществ Макс Вебер различает по следующим параметрам: форме собственности, преобладающей технологии, рынку рабочей силы, способам экономического распределения, распространенным мотивациям. Традиционными М. Вебер называет все прежде существующие типы обществ. Важнейшим признаком традиционных обществ является отсутствие в них господства формально-рационального хозяйства. Хозяйство руководствуется не только экономическими, но и внеэкономическими критериями - традицией, ценностями. При таком функционировании экономики удовлетворяются потребности общества в целом и вместе с тем не нарушаются некие общепризнанные этические нормы. Формально-рациональное хозяйство, в свою очередь, ориентируется только на рентабельность и не признает внеэкономических регуляторов. Формально-рациональный характер капиталистической экономики означает ее автономию по отношению к человеческим потребностям, удовлетворение которых составляет цель хозяйственной деятельности в традиционных обществах.

Наивысшей стадией развития общества Макс Вебер считал капитализм, как рациональность в наиболее конкретизированном виде. Здесь капитализм выступает как "идея капиталистической культуры", то есть культуры, где господствуют только интересы реализации частных капиталов. Основными факторами генезиса капитализма, по М. Веберу, являются не материальные, а духовные явления, из которых главное - протестантская религия, проповедующая неустанный труд, аскетическое поведение, благоразумие. "Аскеза действия находит свое выражение в миру, преобразуя его рационально, с помощью какой-либо профессии". Лишь аскетический протестантизм, по мнению М. Вебера, создал религиозные мотивы именно в сфере мирской профессии, так как ищет религиозного спасения в рационализированном осуществлении своего призвания. Все это в совокупности ведет к накоплению капитала, развитию торговли и предпринимательской деятельности, основанной на доверии и честности.

Наиболее полное развитие этот тезис получил в работе Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма". Предпосылкой рациональной организации хозяйства, рационального отношения к труду, преобразующего экономическое поведение людей, является, по мнению М. Вебера, "капиталистический дух", то есть определенный склад мышления хозяйствующих субъектов, характеризующийся переосмыслением традиционного понимания аскезы. Вместо внемирской аскезы (мистического созерцания) утверждается и укореняется в народном сознании идея внутримирской аскезы, главным содержанием которой становится труд. На первый план теперь выступает "трудовая аскеза", т.е. аскеза, осуществляемая в процессе систематического повседневного труда. Социальным пространством, в рамках которого труд становится орудием упорядочивания человеческой души и рациональной организации жизненного поведения людей становится профессия, рассматриваемая как призвание, как личный призыв Бога. Индивид оказывается замкнутым в этом организующем его социальном пространстве.

М. Вебер, таким образом, ставит 'капиталистический дух" в прямую зависимость от протестантизма, создавшего тип предпринимателя и рабочего, готовых самоотверженно трудиться за награду в ином мире, рассматривающих успех в профессиональной деятельности как знак своей избранности и гарантию спасения. Успешность профессиональной деятельности аскетически ориентированного капиталиста определяется ее доходностью. Существенным свойством "духа капиталиста" является обязанность "идеального капиталиста" не только сохранить, но и приумножить имущество путем производительных затрат. Это моральный долг капиталиста по отношению к своему имуществу, которое он считает врученным ему Богом для приумножения и процветания. Такое поведение, по мнению М. Вебера, формирует новую социальную этику капиталистической культуры, выраженную в представлении о профессиональном долге, об обязательствах, которые каждый должен ощущать и ощущает по отношению к своей профессиональной деятельности.

В дальнейшем победивший капитализм отбрасывает религиозные идеи, служившие ему опорой на стадии становления, сформировавшие "капиталистический дух", явившийся решающим фактором в развитии капиталистической цивилизации Запада. Этот капиталистический дух М. Вебер считает более существенным, чем накопление капитала или собственность на средства производства. Возникновение под влиянием религиозных идей специфического отношения к труду как к призванию и долгу было той основой, на которой сложилась систематизация и рационализация жизненного поведения. Достигший господства капитализм посредством экономического отбора, заключающегося в победе одного вида социального поведения и отношений над другим, воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов - рабочих и предпринимателей. В результате формируется современный "человек, подчиненный организации", который предрасположен к определенным видам практического рационального жизненного поведения, определяемого этическими представлениями о долге.

 (голосов: 8)

 Похожие новости: