Голосование

Верю, лично сталкивался
Лично не сталкивался, но верю
Поверил бы, если бы увидел
Сомневаюсь, но наверно не верю
Все это выдумки!
Никогда об этом не задумывался
Затрудняюсь ответить


Кофе в зернах купить. . Купить мотоштаны.
Эзотерический портал » Философия »

Основные методы научного познания

12 июля 2008 | Просмотров: 16318


Основные методы научного познания





Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте.

Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.

Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность.

Познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.



Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта.

Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы


Основные методы научного познания



Исторический и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Историзм может быть абстрактным и конкретным. Абстрактный историзм - это эмпирический метод хронологического описания событий без глубокого понимания их сути.

Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это теоретический системный метод, состоящий в таком движении мысли, которое ведет исследователя ко все более полному, всестороннему воспроизведению предмета. В процессе такого движения теоретической мысли можно выделить три этапа: 1) эмпирическое исследование непосредственно, чувственно-конкретно данного предмета, 2) этап восхождения от чувственно-конкретного к исходной абстракции, к познанию сущности предмета, 3) этап возвращения к "покинутому" в процессе абстрагирования предмету на основе знания его собственной сущности, т. е. этап восхождения от исходной абстракции к целостному теоретически-конкретному понятию предмета; это путь к конкретному, сущностному научному мышлению, способному опредметиться в практике.
Для образного восприятия всего сказанного о содержании теории познания приведем специальную таблицу, координирующую принципы, формы и методы научного познания



Как можно видеть, каждый столбец начинается с наиболее простого элемента, и чем ниже опускаем мы свой взгляд, тем с более и более сложными, конкретными принципами, формами и методами имеем дело. Однако каждый предыдущий элемент при этом не исчезает, а остается в последующем элементе в подчиненном и преобразованном, "снятом" виде. Связь "по горизонтали" в таблице не столь непосредственна, но тоже имеется, особенно - в ее финальной, нижней части: истина и конкретность, по Гегелю, - синонимы. К этому можно добавить, что любой принцип, будучи обернутым на практику познания объекта, превращается в метод: например, принцип историзма выступает как исторический и логический методы. Функциональное различие предлагаемых в таблице столбцов можно образно представить себе так: если сравнить "строительство" знания со строительством здания, то принципы - это фундамент, формы - строительный материал, а методы - технология данного "строительства".



Категории сферы непосредственного





Качество - это исходная категория, фиксирующая непосредственную определенность предмета. Вещь с помощью этой категории рассматривается как тождественная самой себе, как, условно говоря, "отключенная" от пространственных и временных связей с другими вещами. Исходность категории качества определяется не только теоретически, но прежде всего - практически, так как именно с выявления качеств вещей начинается процесс целесообразной практической деятельности. Для вскрытия содержания категории качества используются такие субкатегории, как граница, прерывистость и непрерывность, свойство и др.

Количество - это внешняя определенность вещи, так как эта логическая категория выражает такое взаимоотношение вещей, которое в известных пределах независимо от их специфического качества. Важно различать философскую категорию

Мера есть конкретный синтез качества и количества как противоположностей. Переход из одной меры в другую как перерыв постепенности есть скачок. Система отношений между такими пунктами, где происходит скачок, составляет узловую линию отношений меры. Здесь речь идет о внутренней по отношению к исследуемому предмету мере. Но человек как "мера всех вещей" (Протагор; 490-420 до н. э.) начинает в исходном пункте исследования подходить к вещи со своими, внешними для нее, мерами - футами и фунтами. Лишь только совпадение, согласование внешней меры с внутренней, т. е. с внутренним строением природы и социальных явлений, позволяет человеку жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Становление есть единство исчезновения и возникновения. Возникшее новое качество очень хрупко и неустойчиво, оно в любой момент может исчезнуть, не состояться. Категория становления как раз и изучает период укрепления вновь возникшего, период становления его "на собственные ноги", период формирования собственного "тела" вновь образованной системы. Можно говорить о двух типах становления - относительном и абсолютном. Первый определяет становление как становление некоего конечного качества, будь это строительство корабля или сложный процесс выработки идеи. Второй трактует становление как внутренний, неотъемлемый атрибут бесконечного и вечного Универсума и - человека как его подобия (микрокосмоса).

Проведя предварительное, эмпирическое исследование своего предмета (измерив, взвесив его, выявив присущую ему структуру и узловую линию мер), теперь исследователь может (и обязан) перейти к познанию сущности этого предмета, т. е. к теоретическому этапу его изучения.



Категории сферы опосредствованных отношений





Сущность и явление. "Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня" (К. Маркс). Сложность задачи проникновения в сущность нередко порождает в философии искушение отказаться от нее. "Мягкий" вариант отказа от сущности демонстрирует И. Кант: объективная сущность у вещей имеется, но наше сознание принципиально не в состоянии проникнуть в этот мир вещей самих по себе. "Жесткий" вариант отказа от сущности характерен для позитивизма. Так, Б. Рассел полагает, что сущность - это понятие, лишенное научного смысла и значения: "стоимость" - это всего лишь общее имя для ряда разнородных явлений, "материя", "элементарная частица" и т. д. - просто удобный способ увязывать события воедино.

Как уже было сказано, любые споры с такой скептической гносеологической позицией бесперспективны без привлечения к этому спору человеческой практики. Знание внутреннего устройства вещи, ее функции и роли в конкретной системе явлений позволяет нам и создавать эту вещь и эффективно управлять ею. А это и есть критерий того, что мы овладели сущностью данной вещи.

Возможно, отрицание сущности некоторыми философами вызвано тем, что они просто не понимают, что это такое. Сущность - это не что-то таинственное, находящееся где-то в недоступной глубине предмета и не какое-то абстрактное общее. Сущность - это способ формирования предмета, его внутренняя взаимосвязь и его место в составе той или иной развивающейся системы. Трудно даже представить себе, как можно опровергать наличие таких важных характеристик предмета или отрицать важность теоретического и практического овладения ими!

Противоречие. Сущность нельзя представить иначе, нежели как в виде тождества взаимоотталкивания и взаимопритяжения противоположностей. Особо большая заслуга в развитии этой идеи принадлежит Гегелю, определявшему истину как конкретное, а конкретное - как единство противоположных определений. Противоречие, по Гегелю, есть корень всякой жизненности. Противоречие есть внутренний источник всякого развития, а этапы разрешения противоречия - это основные этапы самого процесса развития. Ни в коем случае нельзя представлять суть противоречия только в виде сталкивания речей и позиций спорящих между собой ученых. Главное - понять противоречие как "противовещие" (тут нам снова пригождается расщепление значения слова "речи" в русском и украинском языках). Исход-70 ная противоположность вещей, их свойств и отношений, т. е. объективное противоречие, вот что лежит в основе сущности.

Содержание и форма. Содержание вообще есть единство материи и формы, а форма - это организация, способ движения материи, определенность, придающая материи всякий раз данное специфическое неповторимое содержание. Правда, говоря таким образом, нужно помнить о том, что понятие материя не сводится к понятию "вещь". Материя - это не только материя-субстрат, но и материя-субстанция, порождающая из своих недр все свои формы. Форма бывает внутренняя и внешняя, причем внутренняя форма - это форма, совпадающая с содержанием развитой системы. Из сказанного следует, что характер соотношения формы и содержания как важный аспект определения сущности зависит от того, в какой стадии - возникновения, становления или развитого состояния - мы рассматриваем свой предмет.

Условие есть связующее звено между данной особенной системой и остальным окружающим ее миром. Условия могут быть необходимыми и случайными, внутренними и внешними. Внутренние условия всегда необходимы, внешние же могут быть как необходимыми, так и случайными. Необходимые условия - это условия, отвечающие природе данного особенного формообразования. Нельзя отрывать деятельность от ее условий и противопоставлять одно другому, как, например, это делают так называемая "теория среды" или "теория факторов", пытающихся объяснить исторический процесс действием условий, оторванных от человеческой деятельности. О категории "условие" как о важном определении сущности Гегель писал: "Когда все условия имеются налицо, предмет необходимо должен стать действительным..." .



Целое и часть. Абстрактно-рассудочное понимание данных категорий является как бы количественным, объемным: "целое больше части", "целое равно сумме частей" и т. д. Но действительное целое - это далеко не только совокупность и взаимодействие частей, а процесс самопорождения и самосозидания себя как целого и всех форм своего существования и развития. Характеризуя целое как характеристику сферы сущности, Гегель отмечал: "Истинное есть целое, но целое есть только сущность, завершающаяся через свое развитие" . Как это ни парадоксально звучит для обыденного сознания, но диалектика целого и частей заключается в том, что только одна из частей целого составляет сущность всех других частей, только она в своем развитии производит свои другие части как формы своего собственного существования. В последних она, эта порождающая целое часть, имеет себя же, но в иной форме.

Внутренне и внешнее. Внутреннее есть оформленная сущность, а внешнее - способ ее бытия, проявления вовне. Поэтому любой переход внешнего во внутреннее есть переход внутреннего одной системы явлений во внутреннее другой. Культура как оформленная сущность, как совокупность способов освоения мира человеком кажется чем-то внешним, особенно, если оказывается в состоянии реального отчуждения от конкретного человека или группы людей. Однако нужно помнить, что культура есть проявление внутренних сущностных сил человека и природы, и что человек при наличии ряда социальных и духовных предпосылок способен сделать ее своим внутренним достоянием.

Действительность и возможность. Действительность в абстрактном смысле - это как бы "голое" бытие, простое наличие чего-то, содержащего в себе еще нереализованные возможности - формальные и реальные. Действительность в конкретном смысле - это осуществленность. Именно о такой действительности говорит Гегель в своей знаменитой фразе: "Все действительное разумно, все разумное действительно". Это - устойчивая, разумно устроенная, полноценная конкретность.

Необходимость и случайность. Данная пара категорий, ее функционирование тесно связано с предыдущей парой. Так, Гегель писал: "Случайность... есть действительное в значении чего-то лишь возможного" . Когда действительность выступает в значении чего-то лишь возможного? Тогда, когда она берется абстрактно, когда развивающийся предмет находится еще на первых стадиях своего возникновения и становления, когда он - еще лишь неоформленная сущность, вещь-в-себе, из которой неведомо что еще получится в дальнейшем (возможности и невозможности его судьбы многообразны и равносильны). Такая случайность носит внешний характер, основание ее - вне ее самой. На самый серьезный учет именно таких состояний делает упор новая наука синергетика. Уже на этом уровне случайное необходимо, а необходимое случайно, но их взаимопроникновения еще нет. Иную картину мы видим, когда действительность приобретает форму осуществленной возможности. Здесь функция основания переносится на внутреннюю для развивающейся системы необходимость. Прослеживая различные стадии развития необходимости, Гегель называл их относительной, реальной и абсолютной необходимостью. Но даже в самом развитом состоянии необходимость проявляет себя не иначе, как через случайность.

Причина и следствие. Субстанция. Под причинностью понимается внутренняя, необходимая связь двух событий, отношение причинения, необходимого порождения одного другим. Действующая, порождающая, активная сторона есть причина, сторона определяемая и порождаемая есть следствие (в другой терминологии - действие). Причинение не сводится к внешнему механическому воздействию причиняющей вещи на воспринимающую это воздействие. Для развивающейся системы важна причинность как "обусловливающая себя", причинность, перерастающая во взаимодействие. Так, любой общественно-полезный результат (следствие) трудовой действительности необходимо выступает причиной дальнейшего развития трудового процесса. Прямолинейное воздействие "причина - следствие" сменяется циклическим самопричинением, т. е. тем, что Спиноза и называл причиной самой себя, или субстанцией. Мы встречались с этой категорией, говоря о мире в целом, об Универсуме, однако категория субстанции применяется и для исследования каждого конкретного саморазвивающегося формообразования. Субстанция в таком случае понимается как внутреннее единство, реальная основа взаимодействия элементов данной системы, как ее всеобщая сущность. Эти два понимания категории субстанции тесно взаимосвязаны между собой, поскольку универсальные законы развития материи-субстанции проявляются не где-то в абстрактном пространстве и времени, а в каждой конкретной форме проявления процесса развития.

 (голосов: 3)

 Похожие новости: